Обзор проделанной научной работы за первое полугодие 2017 г.
На календаре 2 августа 2017 года, большинство архивов уходит на каникулы. Первое "архивное" полугодие 2017 года подошло к концу, и мы можем подвести ещё один промежуточный итог по результатам научно-исследовательской работы за прошедшие полгода.
Это полугодие было ознаменовано рядом значительных находок и открытий.
1) В феврале куратору Виртуального музея Вере Радвила удалось найти прежде неизвестное интервью Надежды Ламановой, которое она дала корреспонденту французского журнала «La femme de France» (Женщина Франции) Элен Госе для её статьи «Женщина в России глазами Элен Госе». Отрывок этой публикации с беседой с Надеждой Петровной был переведён В. Радвила на русский язык и опубликован в «Архиве» Виртуального музея.
26 февраля 2017 года: Интервью Надежды Ламановой в журнале "La femme de France"
2) Начало марта принесло нам разгадку подписи фотографии Надежды Петровны из личного архива Ирины Александровны Калужской. Василий Круглов смог расшифровать подпись, сделанную рукописным готическим немецким шрифтом, благодаря чему мы узнали, что эта фотография была сделана во Франценсбаде, Австро-Венгерском бальнеологическом городе-курорте. То, что семья там бывала, подтверждала и год назад найденная В. Радвила информация из анкеты в личном деле Андрея Павловича Каютова времён его работы в ГосСтрах.
5 марта 2017 года: Что же написано на фотографии Надежды Ламановой из архива И.А.Калужской?
3) В марте научный сотрудник музея МХАТ Ксения Яснова сообщила очень важный факт, который позволил затем найти информацию, проливающую свет на биографию родителей Надежды Петровны и её младших сестёр – Марии и Софии. Ксения Геннадьевна рассказала, что, работая с фондом Немировича-Данченко, обнаружила в нём списки окончивших Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества. Среди окончивших числилась Софья Крахт (младшая сестра Надежды Петровны). Эта важная находка смогла объяснить, где именно получила образование София Петровна после возвращения с мужем и семьёй из Парижа (как мы помним, Консерваторию по классу фортепиано под руководством Генриха Пахульского София так и не окончила, потому как вышла замуж и родила первенца). Обратившись к спискам выпускников училища в РГАЛИ, включающим биографические данные, Вера Радвила смогла узнать, что София Петровна поступила в училище с аттестатом Николаевского сиротского института. Обратившись к фонду этого института в ЦГА г. Москвы ей удалось найти личное дело не только Софии, но и Марии, в которых содержались сведения о службе Петра Михайловича Ламанова, о датах смерти и месте погребения родителей Надежды Петровны и её сестёр. Дела опубликованы в мае.
-
4 мая 2017 года: Личное институтское дело Марии Петровны Ламановой
-
4 мая 2017 года: Личное институтское дело Софии Петровны Ламановой
-
5 мая 2017 года: Обобщение новой информации из личных институтских дел Марии и Софии Петровны Ламановых в официальной исследовательской группе
4) Семья Горелик, предки которой соседствовали с Надеждой Петровной в Мансуровском переулке, любезно предоставила важные сохранившиеся у них материалы: открытку неизвестной актрисы Андрею Павловичу Каютову, открытку от артистки оперетты Евгении Владимировны Потопчиной Надежде Петровне с поздравлением с Днём ангела, а также открытку Веры Мухиной, отправленную Ламановой из Парижа по случаю премьеры вахтанговской «Принцессы Турандот» во французской столице в 1928 году. А также мы смогли увидеть сохранившийся в семье подарочный кофр (предположительно платяной), подаренный Надежде Петровне некой Н.Н. Кузнецовой по случаю Нового 1909 года. Вероятно, что это – Наталья Никитична Брашнина-Кузнецова, жена директора Товарищества Переславльской Мануфактуры Ивана Павловича Кузнецова.
22 мая 2017 года: Открытка Веры Игнатьевны Мухиной Надежде Петровне Ламановой из Парижа 14 июня 1928 года, в день премьеры "Принцессы" Турандот Театра имени Евгения Вахтангова
22 мая 2017 года: Публикация об открытке Веры Мухиной Надежде Ламановой по случаю парижской премьеры Турандот на официальной Facebook-странице
24 мая 2017 года: Поздравительная открытка (фотография) Евгении Владимировны Потопчиной Надежде Петровне Ламановой по случаю Дня Ангела Ламановой.
24 мая 2017 года: Публикация о Евгении Владимировне Потопчиной и её поздравлении Надежды Ламановой с Днём ангела на официальной Facebook-странице
30 июня 2017 года: Публикация гипотезы о личности Н. Н. Кузнецовой в официальной исследовательской группе
5) Изучение воспоминаний современников Надежды Петровны позволило установить еще две постановки, о работе Ламановой над костюмами к которым ранее не было известно. Во-первых, это «Мистерия-Буфф» в постановке А. Грановского в честь III Конгресса Коминтерна (костюмы Дам с картонками) – по воспоминаниям А.В. Азарх-Грановской. Во-вторых, это инсценировка приключенческого романа С. Заяицкого «Красавица с острова Люлю» в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова (воспоминания Рубена Николаевича Симонова и Ксении Ивановны Тарасовой).
17 апреля 2017 года: Публикация воспоминаний Азарх-Грановской о платьях Ламановой к "Мистерии-Буфф" на официальной Facebook-странице
31 мая 2017 года: Публикация воспоминаний Симонова и Тарасовой о работе Ламановой над костюмами к "Красавице с острова Люлю" в официальной исследовательской группе
6) Благодаря Александру Борисовичу Савинову 15 июля 2017 года на официальной Facebook-странице мы увидели прежде неизвестное изображение Надежды Петровны Ламановой – вместе с Александрой Вяземской и Николаем Джонсоном в гостях у Великого князя Михаила Александровича и Натальи Брасовой (приблизительно 1914-1916 гг.).
7) В РГАЛИ в фонде Веры Мухиной Вере Радвила удалось найти ещё одно неизвестное изображение Надежды Петровны, датированное 1934 годом – с её крестницей и ученицей Надеждой Макаровой, Алексеем Замковым и Верой Мухиной. Фотография опубликована 12 июля 2017 года на официальной Facebook-странице.
8) Благодаря помощи Виталия Калашникова мы узнали о том, что одна из представительниц известного франко-русского рода промышленников Жиро была клиенткой Надежды Петровны.
26 июня 2017 года: Публикация материала о клиентке Ламановой из рода Жиро в официальной исследовательской группе
9) Благодаря помощи Александра Васильева, который прислал информацию о представленных на выставке в ГТГ эскизах Гончаровой, удалось установить еще несколько произведений из коллекции Надежды Петровны Ламановой – рисунки дамских платьев и узоров для вышивки Натальи Гончаровой и эскиз к картине «Индюк» Михаила Ларионова, а также подтвердить факт сотрудничества Гончаровой и Ламановой до революции.
2 июня 2017 года: Публикация о работах Гончаровой и Ларионова из коллекции Ламановой в официальной исследовательской группе
7 июня 2017 года: Публикация о сотрудничестве Ламановой и Гончаровой на официальной Facebook-странице
10) Весной-летом куратор Вера Радвила вела работу над подтверждением гипотезы о ещё одном «ламановском» месте в Москве – Малый Лёвшинский переулок, 6. Выдвинуть это гипотезу удалось после того, как в ГА РФ ею была обнаружена "Копия договора о сотрудничестве между Художественным отделом Главнауки и кооперативным товариществом "Современный костюм" от 4 апреля - 11 мая 1922 года, в которой говорилось о передаче в ведение товарищества мастерской по данному адресу. Подтвердить эту гипотезу удалось благодаря информации из 3-ого выпуска журнала I-ой Всероссийской выставки художественной промышленности.
17 июля 2017 года: Всероссийская Выставка Художественной Промышленности (журнал), №3, 20 апреля 1923 года. Путеводитель по выставке.
14 мая 2017 года: Публикация гипотезы о новом "ламановском месте" на основе копии договора из ГА РФ в официальной исследовательской группе
15 июля 2017 года: Публикация о подтверждении гипотезы о "ламановском" месте по адресу М. Лёвшинский, 6 в официальной исследовательской группе
11) Благодаря работе с библиографическими источниками, касающимися тех выставок, в которых принимала участие Надежда Петровна, удалось узнать
а) новую информацию о её работе в организации I-ой Всероссийской выставки художественной промышленности и об участии в ней:
19 июля 2017 года: Всероссийская Выставка Художественной Промышленности (журнал), №2, 1 апреля 1923 года.
17 июля 2017 года: Всероссийская Выставка Художественной Промышленности (журнал), №3, 20 апреля 1923 года. Путеводитель по выставке.
б) новую информацию об участии Надежды Петровны в Юбилейной выставке Искусства народов СССР в 1927 году:
2 июня 2017 года: Публикация выдержек из путеводителя по кустарном отделу Юбилейной выставки Искусства народов СССР на официальной Facebook-странице
12) В Кратких обзорах деятельности Московского архитектурного общества за 1912/1913 годы В. Радвила удалось обнаружить фотографии интерьеров дома Надежды Петровны на Тверском бульваре.
30 июня 2017 года: Публикация фотографий интерьеров дома Ламановой в официальной исследовательской группе
13) Работа с документами РГВИА позволила В. Радвила найти новую информацию о семье Надежды Петровны со стороны матери – по Лишевым. «Ходатайство Веры Лишевой о поступлении её дочери, девицы Софии Александровны Лишевой в учебное заведение на казённое содержание» позволило узнать, что Александр Иванович Лишев за непрочную казарменную постройку был арестован и находился под судом, из-за чего семья оказалась в бедственном положении. Также этот документ позволил дополнить информацию из опубликованной нами в декабре автобиографии Ламановой – о месте обучения её матери Надежды Александровны. Надежда Лишева окончила Московское училище Ордена Св.Екатерины. Также этот документ позволил установить примерный год рождения и возраст Надежды Александровны на момент смерти, поскольку в свидетельстве о смерти матери из институтского дела Марии Ламановой была допущена ошибка.
8 июля 2017 года: Публикация о месте обучения Надежды Александровны Лишевой в официальной исследовательской группе
14) Также в РГВИА в картотеке Российского общества Красного Креста (РОКК) Верой Радвила была найдена карточка о награждении Надежды Петровны Ламановой-Каютовой за учреждение госпиталя и пожаловании ей за это 26 января 1917 награды (золотого нагрудного медальона на Аннинской ленте). Там же была найдена и карта о пожаловании награды сестре милосердия, некой Анне Ламановой (может быть, что это вторая по старшинству из сестёр Ламановых, о которой ничего не было известно).
15) Была найдена новая информация о заказах Елены Алексеевны Балиной в мастерской у Ламановой. Также была найдены информации о связи Ламановых-Каютовых с другим меценатом Ивановской земли - Бурылиным (основателем музея Ивановского ситца).
9 июня 2017 года: Публикация информации о связях Ламановых-Каютовых с Ивановскими меценатами (Е.А. Балиной, Д.Г. Бурылиным) в официальной исследовательской группе
16) Изучение архивных и библиографических источников, воспоминаний артистов и режиссёров Вахтанговского театра позволили написать обширный материал о постановке 3-й студией МХАТ (позднее – Театра им. Евг. Вахтангова) комедии масок «Принцесса Турандот», понять особенности этой постановки и суть работы Надежды Петровны над костюмами к ней. Также в статье были приведены и найденные в российской и французской прессе отзывы на эту работу Надежды Петровны. Более того, в новом подразделе Архива "Библиотека" было опубликовано издание, выпущенное к гастролям МАБТ им. Евг. Вахтангова в Париже в 1928 году.
24 июня 2017 года: Надежда Петровна Ламанова и студия Евгения Вахтангова: Принцесса Турандот
13 июня 2017 года: Издание, посвящённое гастролям Театра имени Евгения Вахтангова в Париже (1928 г.)