Всероссийская Выставка Художественной Промышленности (журнал), №2, 1 апреля 1923 года. Путеводитель по выставке.
2-ой номер приуроченного к I-ой Всероссийской Художественно-Промышленной выставке 1923 года журнала "Всероссийская Выставка Художественной Промышленности".
Данный номер журнала представляет собой обобщение результатов выставки за первый месяц её работы - с 28 февраля по 31 марта.
В 2-ом номере журнала представлена информация о характере участия Надежды Петровны Ламановой в организации выставки, оценка деятельности Ламановой искусствоведом и сотрудником ГАХН Яковом Тугендхольдом. Также журнал сообщает о том, что в Конференции по Художественной промышленности, которая прошла в рамках выставки, от кооперативного товарищества "Современный костюм" под руководством Ламановой с докладом выступила его сотрудница Л. Я. Любимова. Наконец, в журнале приведена статья Александры Экстер о поиске новой одежды, в которой слышатся идеи Надежды Ламановой.
Яков Тугендхольд в своей статье "Под первым впечатлением" даёт оценку экспозиции I-ой Всероссийской Выставки Художественной Промышленности и в том числе - творчеству Надежды Петровны Ламановой в области костюма (см. стр. 22-23):
"Конечно, это не значит, что возрождение нашей художественной промышленности должно идти по линии стилизации под старину, как это понималось в эпоху Васнецова и Малютина, это не значит, что надо консервировать народные вкусы. Наоборот, надо их развивать и двигать вперед. Но это значит, что перед нами стоит проблема исключительного интереса и подлинно-революционной мудрости: сочетать новую массовую технику и современные социальные задачи с коллективной традицией, с исторически оправдавшими себя навыками народного опыта и мастерства. Сама жизнь уже идет по этому пути: такова хотя бы форма обмундирования Красной Армии, связавшая одежду народную с требованиями современной боевой эстетики; таковы искания Ламановой в области использования народных форм одежды и народных материалов для современного костюма".
В материалах "Организационная подготовка выставки" и "Экспертно-приёмочная комиссия" раздела "Хроника" конкретизированы обязанности Надежды Петровны в подготовке выставки. Как оказалось, она не только предоставила на выставку экспонаты, исполненные в руководимой ею мастерской, но и участвовала в комиссиях по художественному оформлению выставки и приёму и отбору экспонатов (см. стр. 24):
"Выставочным Комитетом обращено серьёзное внимание на художественную обработку внешней стороны выставки. Эта работа по декорированию выставки возложена была на комиссию в составе художников Аверинцева, Экстер, Прибыльской, Мухиной и Ламановой, которая и выполнила её в ударном порядке".
"Приёмом и отборкой поступающих на выставку экспонатов ведала экспертно-приёмочная комиссия. Комитетом был выработан и утверждён Художественным Советом список экспертов, инструкция по приёмке экспонатов и форма приёмочного акта, установлены правила и форма записей экспонатов. Поступившие заявки были разбиты соответственно трём отделам: Кустарному, Индустриальному и Научно-Показательному. Кроме постоянного состава членов (И. В. Аверинцев (председатель), Н. Д. Бартрам, В. И. Язвицкий, А. В. Филиппов, Н. Я. Давыдова и А. В. Бакушинский), в комиссии работают в качестве экспертов по вышивке Н. П. Ламанова, Н. П. Шабельская, Г. Н. Александрова-Дольник, Н. Ф. Бавструк, по дереву — А. С. Воронов, Е. Н. Басова, А. И. Батенин, по полиграфии— Н. А. Шевердяев, В. А. Фаворский, И. М. Добров, А. А. Сидоров, по металлу — Н. Ф. Мишуков, по стеклу — И. И. Лазаревский, по керамике — И. В. Егоров и Д. Д. Иванов; также представители от профсоюзов по специальностям и представители от экспонентов".
Интересно также отметить, что другой эксперт по вышивке Наталья Петровна Шабельская - дочь известной русской собирательницы русских народных костюмов и основательницы частного московского "Музея старины" Натальи Леонидовны Шабельской (её коллекция народного костюма ныне хранится в Российском Этнографическом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и др.). Сама Наталья Петровна была художником, реставратором, специалистом по декоративной вышивке и в 20-е годы работала в Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря. Её родная сестра, ещё одна дочь Натальи Леонидовны, Варвара Шабельская (в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) также служила в Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря, а в 1923 году ей было поручено составление «Инструкции по музейному хранению памятников шитья, низания и тканей» для Наркомпроса. В 1925 году обе сестры эмигрировали из СССР во Францию, в Париж. В Париже сёстры выполняли заказы Поля Пуаре — отделку платьев в древнерусском стиле. Позже, перебравшись в Ниццу, организовали свою модную мастерскую, в которой эскизы выполняла Варвара, а модели — Наталья.
Наталья Петровна (слева) и Варвара Петровна (справа) Шабельские. Дочери известного коллекционера русского народного костюма Натальи Леонидовны Шабельской. На Наталье надет женский костюм Архангельской губернии, на Варваре - Нижегородской. Оба костюма - из коллекции Шабельской. Фотографии из собрания Русского Этнографического Музея.
Из материала "Конференция по вопросам художественной промышленности" раздела "Хроника" мы узнаём о том, что на прошедшей в рамках выставки конференции кооперативное товарищество "Современный костюм" под руководством Надежды Ламановой представляла его сотрудница Л. Я. Любимова, выступившая с докладом. Таким образом Любимова продолжила начатую Ламановой в августе 1919 года традицию, когда Надежда Петровна выступила с докладом "О Мастерской Современных Художественных костюмов" на Первой Всероссийской конференции по художественной промышленности (см. стр. 26-27):
"12-го марта открылась в помещении Научно Технического Клуба МГСПС, конференция по вопросам художественной промышленности, созванная Комитетом выставки. Конференция собрала около 100 делегатов из Москвы, Петрограда, центральных губерний и ряда окраин: Украины, Сибири, Крыма, Туркестана и Татреспублики. <...> Доклады с мест продолжались и в первой половине третьего дня конференции. Были заслушаны: доклад т. Развадовского о Туркестане, Я. А. Тугендхольда о Крыме, Е. И. Пребыльской и Генке об Украине, Стрельникова о Сибири, С. Ф. Соколова о Севере, т. Пудовика о Татреспублике, т. Златовратского о Ветлужском районе, Нижегородской губернии, т. Фаллера о Гуме, т. Пуговкина о Дулевском фарфоровом заводе, Л. Я. Любимовой от Первой лабораторной мастерской художественного костюма (Н. П. Ламановой), т. Бунчевой о „Художественном Ателье“ (украшение костюма и обстановки)".
В журнале была опубликована статья Александры Александровны Экстер "В поисках новой одежды", в которой отчётливо звучат идеи Надежды Петровный Ламановой - о целесообразности костюма, об "уважении" к материалу, о применении геометрического деления силуэта и об использовании национального художественного наследия в костюме (см. стр. 16-18). На тот момент, как мы знаем из 3 номера этого же журнала, Экстер уже работала в государственной мастерской "Современный костюм" под руководством Ламановой и представила от мастерской шляпы и кушаки, разработанные совместно с Мухиной.