NLamanova.ru«В нем не только внешнее телесное сходство, но и изображение характера и души...»

вниз

В конце 2016 года исследователями Виртуального музея Надежды Ламановой Верой Радвила и Алексеем Котельвасом было сделано важное открытие: был атрибутирован найденный у потомков друзей семьи Ламановых-Каютовых пастельный портрет Надежды Ламановой 1903 года, а также попутно в коллекции Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского был обнаружен портрет Андрея Павловича Каютова, мужа Ламановой. Портрет Надежды Петровны представляет особый интерес, поскольку это самое раннее художественное изображение Ламановой. Портрет Андрея Павловича - пока что единственный найденный живописный портрет Каютова.

Пастельный портрет Надежды Ламановой был обнаружен Верой у потомков друзей семьи Ламановых-Каютовых. Нынешние владельцы портрета точно знали, что на нём изображена Надежда Петровна Ламанова, однако они не располагали информацией об авторстве портрета, поэтому перед Виртуальным музеем стояла задача установить имя художника.

В атрибуции портрета в значительной степени помогла подпись художника в нижнем правом углу.

Алексею Котельвасу удалось безошибочно расшифровать подпись, на которой значилось "J.Hast, 03". Это позволило точно установить художника. Им оказался художник Парижской школы, выходец из России Яков Соломонович Хаст.

 

Яков Хаст родился в Бердянске в 1873 году. Родители, заметив склонность ребёнка к художествам, отдали его в Одесскую художественную школу. Окончив художественную школу в 1892 году, Хаст уехал во Францию и поступил в Парижскую национальную академию изящных искусств, где обучался у известного живописца и скульптора Жана-Леона Жерома. Хаст был вхож в парижскую богему рубежа XIX-XX веков, дружил с Модильяни, Моне, Шагалом, другими представителями Парижской школы.

В 1905 году на Всемирной выставке в Бельгии была представлена персональная выставка работ Якова Хаста, за картину «Парижский слуга» художник был удостоен золотой медали и Гран-при. Многие из выставлявшихся тогда картин были приобретены для частных коллекций, что означало признание художника.

В 1914, приехав в Бердянск навестить родителей, Хаст был вынужден остаться на родине и уйти на фронт - начиналась Первая Мировая война. Получив ранение, художник был демобилизован и вернулся в родной город, где прожил до начала Великой отечественной войны: всё это время Яков Хаст продолжал творить, а также занимался преподаванием. Немалую лепту внёс он и в создание Бердянского художественного музея, где ныне хранится самое большое собрание работ Хаста. С началом Великой отечественной войны Яков Хаст эвакуировался в Уфу, где провёл остаток жизни. Последние мгновения жизни художник, личная жизнь которого не сложилась из-за безответной любви, прошли в одиночестве, в больничной палате. Он умер в 1953 году. 

 

 


В статье Эммы Шкурко "Пока дышу (живу), рисую… Старый художник умирал…" памяти художника говорилось, что Яков Хаст подписывал свои произведения парижского периода (1892-1914) латиницей - J.Hast. Именно такая подпись была и на портрете Ламановой. Датировка произведения (1903 год) совпадает с парижским периодом.

Сравнив подписи на портрете Ламановой с подписями на атрибутированных произведениях Хаста парижского периода - "В мансарде" (портрет Клода Моне) и автопортретом - Вера подтвердила правильность догадки.

Автопортрет Я.Хаста.

В мансарде (портрет спящего Клода Моне)

Проанализировав имеющуюся в Интернете информацию о художнике, просмотрев фотографии его картин в открытом доступе, Вера пришла к выводу, что отличительными чертами художественного стиля Хаста всегда являлись портретный жанр, светотеневая моделировка посредством штрихования, частая работа с пастелью, расположение глаз изображаемого человека по центру холста/листа. Все эти черты присущи и портрету Ламановой, что подтверждало правильность атрибуции.

Всё же желая услышать экспертное мнение для подтверждения выдвинутой гипотезы, Вера обратилась в Бердянский Художественный музей им. И.И.Бродского (Бердянск, Украина), где хранится самое большое собрание произведений художника.

Вера Радвила выражает благодарность за помощь в исследовании директору музея Марине Николаевне Бучакчийской. Сотрудники музея не только подтвердили предположения по атрибутации портрета. Благодаря их помощи удалось обнаружить ещё одну важную для исследования работу Хаста, связанную с семьёй Надежды Петровны Ламановой, а именно - ранее неизвестный портрет её мужа Андрея Павловича Каютова.

 

Слева: портрет Андрея Павловича Каютова (20х13,5, литография - сухая игла, 12 экземпляров, №1; Каютов-Ламанов (Москва, 1911 г.). Справа: фотография Андрея Павловича Каютова из Ежегодника Московского Автомобильного Общества за 1912 год.

На обороте портрета Каютова химическим карандашом была сделана следующая авторская надпись, которая документально подтвердила как авторство пастельного портрета, так и то, что на нём действительно изображена Надежда Ламанова: "Муж Н.П.Ламановой - Каютов. Москва (Надежда Петровна), Отпечаток в 10 экземплярах. В музее им. Ламановой в Москве есть моих 3 живописных работы и одна пастель с Ламановой: живопись "Днепр", "Умирающий" и ещё один пейзаж импрессионистического характера" (прим. - приводится дословно).

Надежда Петровна коллекционировала предметы искусства, к 1917 году у неё было собрание ценных произведений, которые находились под охраной государства. Среди них были и эти четыре перечисленные Яковом Хастом работы. Местонахождение живописных работ Хаста пока что не установлено.

Настроение и художественный образ на пастельном портрете Хаста отличается от других известных портретов Ламановой. Если иные художники наделяли Ламанову чертами властности (как в скульптурном портрете, созданном Крахтом), даже в осанке и выражении лица передавали её внутренний стержень и боевой дух, то Хаст показывает Надежду Петровну мечтательной, даже несколько отстранённой. Настроение этого портрета очень интимное и живое - словно бы великая моделистка, владелица целой "швейной империи", улучив свободную минутку, скинула с себя маску властности и хлопоты, и, опустившись в кресло отдохнуть, мечтательно глядит в окно.

Вероятно, именно в момент отдыха и был написан этот портрет. Мы знаем, что в 1903 году Яков Соломонович Хаст жил в Париже, а Надежда Петровна до революции на протяжении 20 лет ежегодно ездила на 2 месяца в Париж, где продолжала учёбу у известных парижских моделистов, узнавала о новинках моды и закупала ткани для своей мастерской. Свояк Надежды Ламановой - Константин Фёдорович Крахт - в эти годы учился в Париже ваянию, и через него Надежда Петровна могла познакомиться с тамошними художниками-выходцами из Российской империи. Возможно, в какой-то один из вечеров после насыщенного работой и впечатлениями дня молодой художник Яков Хаст запечатлел московскую знаменитость.

Этот лёгкий, непринуждённый образ и внешне, и по настроению очень созвучен с образом на фотографии из личного архива Ирины Калужской, что лишний раз подтверждает, что на последней также изображена Надежда Ламанова.  

Back to Top