NLamanova.ru«В нем не только внешнее телесное сходство, но и изображение характера и души...»

вниз

В фондах Музея МХАТ хранится ещё одно интереснейшее прижизненное изображение Надежды Петровны Ламановой – шарж, нарисованный Борисом Николаевичем Ливановым.

Зрители помнят Бориса Ливанова в первую очередь как талантливого актёра и режиссёра, истинно народного артиста. Но у Ливанова было ещё одно увлечение, о котором хорошо знали его современники — создание шаржей и карикатур. Режиссёр обладал отличным чувством юмора и любил делать ироничные зарисовки своих коллег, технических работников театра, сцен из спектаклей.

Работая в Художественном театре, Борис Николаевич создаёт совершенно уникальное “Портретное фойе” актёров, режиссёров, драматургов и работников театра. По его портретам и зарисовкам, юмористическим и не всегда добрым, можно определить достоинства, недостатки и отличительные черты характера изображённых людей.

Точность и мастерство изображения на рисунках Бориса Ливанова были столь велики, что ему предлагала совместную работу знаменитая команда карикатуристов Кукрыниксы.  Ливанов ответил: «Не могу. Придётся подписываться: «Кукрыниксы Ли?»

В статье «Надежда Петровна Ламанова и Московский Художественный театр»  научный сотрудник Музея МХАТ Галина Юрьевна Сухова пишет:

«Общеизвестно, что литературные шаржи Булгакова перекликаются с шаржами живописными артиста МХАТ Бориса Ливанова. Зачастую этими шаржами иллюстрируется «Театральный роман». Ламанова изображена Ливановым пожилой дамой в элегантном платье и шали, на запястьях множество золотых браслетов, выражение лица несколько высокомерное».

Конечно же, интересно, почему Борис Николаевич увидел Надежду Петровну именно такой: действительно ли она показалась ему надменной или же это была нотка иронии, присущей актёру?

Возможно, Ливанов передал в шарже строгость, присущую Надежде Петровне в работе. «Нетерпимость её проявлялась в отношении актрисы или просто женщины, не понимающей костюм: «Вы (или ты) не умеете носить костюм». Это был приговор. Она считала, и была права, что половина успеха костюма зависит от того, кто и как носит его. Она очень любила одевать актрису театра Вахтангова Ц. Л. Мансурову, считая, что она увеличит успех костюма вдвое». Легко представить, сколько актрис могло «настрадаться» от высоких требований Надежды Петровны, а Ливанов с присущим ему чувством юмора изобразил «грозу» театральных примерок в таком важном и строгом образе. Как отнеслась сама Надежда Петровна к шаржу Бориса Николаевича Ливанова, история, увы, умалчивает.

Back to Top