NLamanova.ruПервый технолог театрального костюма в мире

вниз

 

Надежда Петровна Ламанова и Московский Художественный театр

Г.Ю.Сухова, научный сотрудник Музея МХАТ

Иллюстрации в тексте из фондов Музея МХАТ

Автор выражает благодарность за колоссальную

и бескорыстную помощь в подготовке статьи,

за консультации и предоставленные документы

Виртуальному Музею Ламановой и лично Вере Радвила.

 

 

НАЧАЛО ИСТОРИИ

«Есть в Москве, в Ряду Каретном…»

 

Московский Художественно-Общедоступный Театр первый свой сезон открыл в 1898 году в скромном помещении театра «Эрмитаж» в Каретном ряду.

Первый заказ от МХТ Надежда Петровна Ламанова получает в 1901 году.

Постановка пьесы Вл.И.Немировича-Данченко, одного из создателей театра, «В мечтах» не была шедевром драматургии. И, прекрасно это осознавая, руководители театра, в целях спасения своего третьего сезона, решают придать постановке максимальную роскошь.


Савва Морозов, только что пришедший на помощь молодому театру, заказывает великолепные платья для Марии Андреевой, Марии Лилиной и Ольги Книппер у Ламановой. Газеты были своевременно оповещены об этом событии. Интерес к пьесе был заранее подогрет именно участием в деле Ламановой, Поставщика Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны и пр. Надо добавить, что у создателей МХТ были тесные контакты с самой Великой Княгиней, которая оказывала покровительство и активно поддерживала их деятельность. Возможно, встреча Ламановой и Театра состоялась не без участия Елизаветы Федоровны.

Немирович-Данченко вспоминает:

«Постановка была тщательная и красивая. Знаменитая костюмерша Ламанова щегольнула рядом необыкновенных туалетов. По совести, нисколько не рисуясь, я думаю, что дамские туалеты на Андреевой, игравшей главную роль, на Книппер и Лилиной были для публики большей притягательной силой, чем сама пьеса.»

Вл.И.Немирович-Данченко

«История моей драмы «В мечтах»

1941

Ф.4 оп.3 ед.хр.362№ 1269

Выдержки из писем О.Л.Книппер — А.П.Чехову:

«...Сегодня я буду вечером у Ламановой говорить о тряпках для пьесы – скучно»

301. Письмо О.Л.Книппер – А.П.Чехову 16 ноября утро [1901 г. Москва]Переписка А.П.Чехова и О.Л.Книппер Том первый М. Издательский дом «Искусство» 2004

 

 

 

Примерки у Ламановой считались тяжелейшими. Она заставляла заказчиц выстаивать часами, некоторые падали в обморок.

 

 … «Для Широковой дирекция разрешает мне одевать три туалета на 1200 р. Это Савва* мне сказал – милостиво? Только я Ламановой ничего не скажу об этой сумме, думаю, что она дешевле устроит. Правда? Во 2-м акте у меня будет чудесное красное платье бальное, будет огнем гореть – все зашито дрожащими блестками.»…

*Савва Тимофеевич Морозов

329. Письмо О.Л.Книппер – А.П.Чехову 3 декабря 1901 г [Москва]

 

И реакция А.П. Чехова на известие о цене платьев понятна. В этих же письмах обсуждается покупка меха на шубу. Мех обошелся Книппер в 70 рублей.

«1200 р. на платья – это черт возьми!»

335. Письмо А.П.Чехова – О.Л.Книппер 7 декабря 1901 [Ялта]

 

О «роскошных», «умопомрачительных» туалетах О.Л.Книппер в роли Широковой «В мечтах» писали почти все газеты.

«…Мне жаль, что ты меня не видишь в красном открытом платье; меня прозвали рубиновая змея. Хвост весь в блестящих чешуях,   медно-красного отлива. Декольте здоровое, говорят – красиво. Ты бы меня не узнал…»

 

358. Письмо О.Л.Книппер – А.П.Чехову 20-е декабря вечер [1901 г.Москва]

Они были молоды, Театр праздновал свой третий Новый год.

 

 

 

 

На Новогоднем 1902 года капустнике Художественного театра весело распевались куплеты, сочиненные Качаловым на мотив «Барыни» по поводу нарядов:

«Есть в Москве в ряду Каретном,

Приютившись незаметно

В углублении

В углублении

Домик белый небольшой,

Но внутри там ой-ой-ой

Заведение!

Заведение!

…Туалеты первый сорт,

Приезжай смотреть хоть Ворт

С откровением,

С откровением…»

 

В 1903 Художественный театр осуществляет последнюю прижизненную постановку пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Для воплощения образа прекрасной парижанки – Раневской - Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой необходим достойный антураж.

Театр вновь обращается к Ламановой. Интересно, что на репетициях по заданию режиссеров, Станиславского и Немировича-Данченко, Ольге Леонардовне надлежало быть одетой в платья из спектакля «В мечтах», чтобы войти в образ и чувствовать себя элегантной в полной мере.

На гастролях в С.-Петербурге весной 1904 года не обошлось без конфуза:

«...Вчера смотрела Савина*, была в уборных. Все, что она нашла нужным сказать мне, это то, что я убила ее своим капотом, т.к. Ламанова сделала ей точно такой, и все будут говорить, что Савина скопировала у меня. Влетит теперь Ламановой»… 

1003. Письмо О.Л.Книппер – А.П.Чехову 5 апреля [1904 г Петербург]

*Мария Гавриловна Савина – ведущая актриса Александринского театра, также сыгравшая Раневскую

 

В костюмах, созданных Ламановой, Ольга Леонардовна будет играть свою великую роль почти без перерыва 41 год. 

 

Любимый ученик Валентина Серова, Николай Ульянов оставил нам портрет великолепной Книппер-Чеховой в роли Раневской. Портрет, который Дягилев оценил по достоинству, планируя выставить его на Парижских Сезонах.

В дальнейшем Художественный театр не прерывал отношения с Н.П.Ламановой.

Большой фурор произвели костюмы, выполненные Ламановой для спектакля «У жизни в лапах» 1911 года. Об этой работе главный художник МХТ начального периода Виктор Симов вспоминал:

«…Когда же среди гармоничного великолепия показалась очаровательная хозяйка в умопомрачительном туалете, картина приобрела центр и художественную законченность.

Кстати, вопрос о костюмах меня почти не касался, я даже не делал предварительных набросков, как это практиковалось нами ранее. Желая дать полное представление о характере и фасоне, мы иногда прибегали к аппликации, наклеивая на картон вырезанные по формам лоскутки материи. Тут дело обошлось проще: только и надо блеснуть парижским шиком, последним криком моды. В Москве на Тверской находилось очень известное «Ателье мод» у Ламановой. Она ежегодно ездила за границу, возвращаясь оттуда со значительным запасом шелков и других тканей. Шила исключительно из своего материала. Когда к ней обращалась заказчица, Ламанова авторитетно указывала, какой отрез материи наиболее будет той «к лицу». Мне, как художнику, была предоставлена свобода выбора, тем и кончилось мое участие.»

В.А.Симов «Моя работа с режиссерами»

Часть II

Гл.VII «У жизни в лапах»

Музей МХАТ фонд 320, опись 1, ед.хр. № 119

 

 

 

 

 

СОЗДАТЕЛЬНИЦА КРАСОТЫ

«Московский художественный театр пошел дальше и открыл счет для своих артисток у московской законодательницы мод г-жи Ламановой. По счету платит касса.»

«Петербургская газета» № 155 9.06.1909

Она одевала великих актрис МХАТ – Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, Марию Федоровну Андрееву, Алису Коонен, Ольгу Николаевну Андровскую, Аллу Константиновну Тарасову, Ангелину Осиповну Степанову, придавая их образам шарм, элегантность, безупречность, «шик»- как писала О.Л.Книппер в письмах А.П.Чехову.

Великолепно владея искусством моделирования с учетом индивидуальности каждой актрисы, Ламанова создавала образ красоты, ее особенный творческий облик.

                                            

ПИСЬМА

Ламанова не навязывала звездам Художественного театра своего общества, своей дружбы. Многократно упомянутая в письмах и воспоминаниях как создательница безупречных костюмов, она нигде не открывается в человеческих своих качествах. Почти никто и нигде не упоминает ее характерных особенностей, разговоров, высказываний. Пожалуй, можно привести письмо О.Л.Книппер:

«…Вечером была у Ламановой на дому, не в магазине, поглядела, как люди роскошно живут. Сестра ее ужасно несчастная – у нее нервные подергивания… – тяжело смотреть.»

303. Письмо О.Л.Книппер – А.П.Чехову

17 ноября [1901 г. Москва]

Письмо Станиславского говорит о ней, пожалуй, как об альтруистке:

«… Все-таки Ламанова содрала с бедного МХАТ. А всюду работает даром и своего приплачивает. Ну! Бог с ней! Нам некуда податься. От 1500 – не обеднеем».

К.С.Станиславский № 221 Письмо В.В.Лужскому

3 сентября 1926 г [Дарьино] М., «Искусство». 1999, с253

О людях МХАТ написано так много, но в этом море воспоминаний нет возможности увидеть и понять эту исключительную и неповторимую женщину. Облик ее не запечатлён актерскими мемуарами.

*Примечание: датировка фотографии уточняется. "1928 год" указан на бумажной упаковке стеклянного негатива, однако Надежда Петровна стала сотрудницей постановочной части только с 1932 года. Более того, в сборнике публикаций и документов МХАТ под редакцией Якова Боярского эта фотография датирована 1938-ым годом - сорокалетием театра. На фотографии также присутствует Л.В.Попов - помощник машиниста сцены, который поступил на службу в МХАТ только в 1930 году. Более того на фото присутствуют служащие филиала театра, здание которого было расположено в Петровском переулке (теперь Театр Наций). Это здание МХАТ получил только в 1933 году. Также для уточнения датировки фотографии нужно проверить (если позволит качество негатива), нет ли у присутствующих на ней орденов к 40-летию театра. За уточнения благодарим научного сотрудника МХАТ Ксению Яснову.

 

Но нашлась в архиве МХАТ, в папке «Юбилеи» замечательная фотография 1928 года постановочной части театра – она повествует о ее месте в театральной семье, о том безусловном уважении, которым она пользовалась в кругу этих   людей. Мы видим в самом центре «композиции» великолепную даму, окруженную почтением и вниманием. Слева от Надежды Петровны сидит зав.пошивочным цехом М.Ф.Репина, справа зав. гримерным цехом М.Г.Фалеев, далее зав. постановочной частью И.Я.Гремиславский и его заместитель В.В.Шверубович, за ним машинист большой сцены Н.Н.Готтих. Люди эти – все без исключения – легенды Художественного театра. И среди них «царит» наша героиня. Кстати, в это время она еще даже не состояла в штате театра, а работала по договору.

Сохранились в архиве Музея МХАТ две фотокопии писем О.Л.Книппер-Чеховой к Надежде Петровне (подлинники хранятся в ГЦТМ им.А.Бахрушина). В них чувствуется сердечное отношение и симпатия. (Орфография сохранена)

О.Л.Книппер-Чехова

Письмо к Н.П.Ламановой 1933 г 11 мая Москва

«Дорогая Надежда Петровна

От всей души, нежно благодарю Вас, обнимаю и целую Ваши чудные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли

Ваша О.Книппер-Чехова»

11 мая 1933

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК.

О.Л.Книппер-Чехова

 

Письмо к Н.П.Ламановой 1936 г июнь 8 Киев

«Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю как Вас благодарить на чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно. Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.

Скоро ли Вы вздохнете? Шлю Вам большой большой привет.

Обнимаю и целую

Ваша О.Книппер Чехова.»

 

Еще более дружеское расположение читается в письме Н.Н.Литовцевой:

«Милая, дорогая, Надежда Петровна

Непременно хотела заехать к Вам сама, чтобы еще раз крепко Вас поцеловать и еще и еще раз поблагодарить за всю Вашу милоту, внимание и терпение, словом, за все Ваше необыкновенное отношение, ничем мною не заслуженное. <...>Нежно Вас целую и хочу, чтобы Вы были всегда здоровы и добры.

Душой Ваша нина Литовцева.

РS дней через 15 непременно Вам напишу и надеюсь, что Вы ответите хоть мне только 2 словечка. Правда?»

ГЦТМ им.Бахрушина, фонд 141,е.х.7-8

 

К.С.Станиславский, неизменно восхищенный талантом Ламановой, обращался к ней: «… замечательную и великолепную Надежду Петр.Ламанову – приветствую, целую ручки, благодарю и восхищаюсь» - письмо написано по поводу генеральной репетиции «Бориса Годунова», постановка Оперной студии.

№ 339 Оперному театру

1 марта 1929 [Москва] М., «Искусство». 1999, с 328

 

«…Шлю мое искреннее поздравление художнику Нивинскому и нашей великолепной, единственной Над. Петр. Ламановой

От души радуюсь за удачное окончание нашей трудной работы. …

…Нашей драгоценной, незаменимой, гениальной Надежде Петровне Ламановой ору во все горло: «Браво, бис!»

Это - о «Севильском цирюльнике»

№ 501 Б.Ю.Чернявскому [После 26 октября 1933 г. Ницца]

М., «Искусство». 1999, с 542, 543

Нашлось в архиве некоторое количество писем, где с неизменным уважением упоминается работа Ламановой:

 

 

Телешева Елизавета Сергеевна

Письмо к Глебову В.В. [1937-38] Москва

«…Я смотрела женские костюмы у Ламановой. Все очень хорошо, боюсь только что слишком элегантно. Хотя Вл.Вл.[Дмитриев] за всем наблюдает сам. Сегодня И.Я.[Гремиславский] смотрел мужские костюмы и Ламанова мне сказала, что все благополучно».

(В письме говорится о спектакле «Горе от ума»)

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Алла Тарасова, готовясь играть Дездемону, пишет Станиславскому:

«…Уже начали шить костюмы, главным персонажам – Ламанова. Декорации и костюмы чудесные. ...»

А.К.Тарасова – К.С.Станиславскому

7 ноября 1929 г. Москва

 

 

«Костюмы Надежда Петровна шьет исключительно, и прекрасно, так что все изумительно оправдано…»

А.К.Тарасова – К.С.Станиславскому

11 января 1930

и Головину, художнику спектакля «Отелло»:

«Многоуважаемый Александр Яковлевич.

Не могу не выразить Вам своих самых искренних и горячих чувств. Я в полном восторге от Ваших костюмов, мои уже почти все готовы, вышли прекрасно, и, главное, я чувствую, что они мне дают так много, и кроме красоты своей они мне принесли и подсказали многое в роли. Каждый раз после примерки костюма я как будто получаю что-то и для роли. Думаю, что в середине марта мы сыграем долгожданный спектакль

Материи и цвета подобраны очень удачно. Совершенно необыкновенно трогателен вышел первый костюм, в сенате, парчовый тоже очень интересен. Надежда Петровна Ламанова делает их превосходно. »

А.К.Тарасова – А.Я.Головину

11 января 1929 Москва

 

ГЕРОЙ ТРУДА

«Я была тогда с моим народом,

там, где мой народ, к несчастью был»

Анна Ахматова

Россия вступила в страшную пору революционного перелома, крови, ненависти, смерти. Донос, арест, заключение, угроза расстрела (все это пережил и Станиславский), конфискация имущества, а позднее, 1930 г., лишение гражданских прав. Дворянка по происхождению, она добилась всего собственным трудом и талантом. И претерпела от новой власти все, что за это полагалось претерпеть.

Но «она работала, не покладая рук, до самого смертного часа» (Н.Д.Телешов) – послереволюционный послужной список ее работ грандиозен.

Из автобиографии: «С 1921 года начинаю работать в Театре им. Вахтангова, где и работаю в продолжении 16 лет, где мною сконструированы костюмы по следующим пьесам: «Турандот» - костюмы меняются каждый 1-2 года, «Зойкина квартира», «Дочь русского актера»…» - и далее перечислены 12 спектаклей.

В тридцатые годы — годы репрессий, Ламанова совершает мудрый шаг, который может быть спас ее от ареста, кто знает... — переходит на штатную работу в МХАТ. Театр дает ей возможность творческой реализации. В общей сложности Ламанова была с МХАТом 40 лет и, вероятно, навеки ее имя будет связано с именем этого театра.                    

«В 1932 г. поступаю в МХАТ в качестве консультанта и конструктора… В МХАТ в этот период работаю по костюму: - «Хозяйка Гостиницы», «Таланты и Поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычов», «Пиквикский Клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина» и сейчас «Борис Годунов». Кроме этой работы, по костюму работаю в следующих театрах…»  ВЖ 21 №4224

 

Далее перечисляются работы для театров ТРАМ, Сатиры, Еврейского, Студии Завадского, Студии Хмелева, Театра Красной армии, работы в кино.

В этом списке не указаны еще и «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Враги», «Банкир», «Достигаев и другие», «Школа злословия», «Отелло», «Тартюф» - трудно представить этот гигантский объем проделанной ею работы! Вечерние, концертные туалеты актрисам театра – это даже никем не учитывалось. Софья Пилявская вспоминает :

«В начале 1935 года стало известно, что летом, во время отпуска предполагается послать из Москвы первую актерскую шефскую бригаду для обслуживания Дальневосточной армии командарма Блюхера.

…Перед отъездом Надежда Петровна Ламанова сшила всем женщинам вечерние туалеты из крепдешина, выкрашенные в разные цвета: у Лабзиной розовое, у меня лимонное и т.д.»

С.С.Пилявская

«По долгу памяти» Москва. Издаельство «ГИТИС». 1993

Через пять лет театр обращается с предложением назначить Ламановой персональную пенсию(к 75-летию со дня рождения и 54-летию профессиональной детеяльности), говоря о ней, как об исключительном художнике, подробно перечисляя ее заслуги. Письмо наверх, подписанное директором Я.И.Боярским, остается без положительного ответа. Боярский вскоре сам будет репрессирован.

Работая в театре, Ламанова открылась, как мастер театрального костюма, способный достигать наибольшей сценической выразительности. 

 

Мундиры, расшитые золотом, блистающие декольте, трены, веера, головные уборы… - все это требует мастерства, фантазии, владения техникой. Но ведь это в театре еще не все: детальная разработка отдельных фигур, нахождение каждому своей характерности, учет светских условностей, правил поведения.

Кроме того, нужно учитывать ансамбль, расположение фигур актеров в мизансценах, цветовые сочетания, индивидуальные особенности каждой фигуры (еще периодически происходила замена актеров!)

Цвет, фасон, покрой, даже качество исполнения (элегантная Раневская или нелепый Епиходов, Граф Альмавива или его слуга Фигаро). Как иллюстрацию к этому аспекту работы костюмера можно привести страницу из дневника репетиций с записью Станиславского: «Должно быть больше разницы между кухней и дворцом. Понять — Свадьба бедных в безумно бессмысленном роскошном дворце Все исполненные костюмы (не выключая Фигаро и Сюзанну — очень простые, демократичные) (нужды нет, что они дворцовые слуги). Безумно, бессмысленно роскошно и кружевно все,что относится ко двору».

 

ПРАЗДНИК

«Откупори шампанского бутылку,

иль перечти Женитьбу Фигаро»

А.С.Пушкин

«Можно ли найти краски, чтобы описать это сверкающее действо!» - говорили о спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1927 года.

Станиславскому удалось «открыть это шампанское» — произведение Бомарше.

 

Когда спектакль был показан участникам Международного театрального фестиваля 10 сентября 1934 г. - деятелям зарубежного театра, «все, кто мог проникнуть к нему (Станиславскому) в кабинет – за его ложей, - ворвались туда и буквально целовали ему руки и бросались на колени от восторга, уверяя К.С., что во всей Европе никто из них за всю жизнь не видел ни такого разрешения этой пьесы, ни вообще такого спектакля»

Ольга Андровская. «Исповедь актрисы». М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»

Но это все было после премьеры.

А вот Станиславский обсуждает с А.Я.Головиным, художником спектакля, главные текущие дела:

«…Шитье костюмов. Мы делали пробы шитья черновых костюмов обычными портными и портнихами. Эта проба выяснила с большой очевидностью, что эти люди аромата Вашего таланта передать не смогут. Нам ничего не оставалось делать, как обратиться к тому лицу, которое мы считаем в Москве единственно художественно чутким для работы с Вашими эскизами. Этим человеком оказалась Ламанова. Вероятно, Вы думаете, что она обычная портниха, которая каждому современному костюму придает модный фасон. Ламанова большая художница, которая, увидав Ваши эскизы, вспыхнула настоящим артистическим горением. Она для каждого костюма собственными руками будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья».

№ 218 Письмо К.С.Станиславского А.Я.Головину

Москва 29 августа 1926 года М., «Искусство». 1999, с247,248

 

«…Станиславский был влюблен в эскизы Головина, относился к ним с необычайной бережливостью, долго продумывал каждый костюм, даже из народной сцены, подбирал соответствующих исполнителей и следил за тщательностью исполнения (здесь нам помогала великолепный художник в этой области – Н.П.Ламанова) Борис Ильич Вершилов. Воспоминания о постановке спектакля «Безумный день или Женитьба Фигаро» (после 1945 г) ф.1, по.93, ед.хр.187

И хотя Сталин и отозвался о спектакле «…Это пустяковая, бессодержательная вещь. Шутки дармоедов и их прислужников», звездный ансамбль – О.Н.Андровская, Н.П.Баталов, Ю.А.Завадский, А.О.Степанова и др. счастливо сыграли этот спектакль. И в этом ярком, живописном, моцартовском действии соло принадлежало и Н.П.Ламановой.

По воспоминаниям очевидца на премьере «Женитьбы Фигаро» Станиславский из всех участников постановки, вышедших на поклоны, - актеров, режиссеров, художников — первой, взяв за руку, повел к авансцене Н.П.Ламанову, как главную героиню.

 

ТРАГЕДИИ. «БОРИС ГОДУНОВ»

«Завидна жизнь Борисовых людей!» - иронически восклицает Самозванец у Пушкина.

В дневнике А.Н.Бенуа времен его работы над постановками в МХТ мы читаем: «Работа в Художественном театре сушит, старит и убивает меня». Думала ли Надежда Петровна Ламанова что-либо подобное – нет возможности узнать. Дневника ее (считающегося некоторыми исследователями существующим в архиве Музея МХАТ – нет). Но горестные чувства она безусловно испытывала, когда для всего лишь одной массовой сцены требовалось одеть несколько десятков человек, а затем эта сцена исключалась, как не нужная.

«Станиславский легко отбрасывал плоды колоссальных трудов, своих и всего коллектива, когда убеждался, что данная сцена не нужна по сквозному действию пьесы.»

Б.И.Вершилов, Воспоминания ф.1, по.93, ед.хр.187

Зачастую по разным причинам не видели света не только сцены, но и целые спектакли – «Банкир», «Воспитанница», «Борис Годунов». Если посмотреть протоколы репетиций, в которых часто упоминается Ламанова, по спектаклю «Борис Годунов», можно только дивиться громадности проделанной работы – основных персонажей – 48 человек, а в массовых сценах – бояре, жены, слуги, посадские, купцы – 30, беднота и нищие – 28. Все костюмы были продуманы и изготовлены, отрепетирован гигантский спектакль – и он не вышел в свет!

«Переживалось закрытие спектакля в театре очень тяжело, а Качаловым – Царем Борисом может быть была самая большая трагедия в его артистической жизни.» (В.Виленкин)

А как переживалось закрытие спектакля Ламановой?

«Напомни всем, чтоб быть осторожным с Ламановой. Она очень обижена за «Бориса»…»

№ 346 К.С.Станиславский В.С.Алексееву

1929 июнь [Баденвейлер] М., «Искусство». 1999, с336

Но это письмо касается другого «Бориса» - спектакля оперной студии.

А запрещенный через 7 представлений Булгаковский «Мольер» , работа над которым велась 5 лет?

  

А не пошедший «Слуга двух господ»? А прошедший 10 раз «Отелло»? Как выдержать, как пережить такие обиды! Видимо, надо настолько любить Театр — «это волшебное, обожаемое, жадное, злое, равнодушное, требовательное и обольстительное чудовище» (В.Лакшин).

 

«АННА КАРЕНИНА»

«…Ставить «Анну Каренину» решили еще в 1935 году.

…Оформлял спектакль главный художник МХАТа Владимир Владимирович Дмитриев.

Лаконичность, строгость, глубокое знание времени и тонкий вкус отличали все работы этого замечательного художника и необыкновенного человека.

…Много сил отдал этой постановке Владимир Иванович Немирович-Данченко и все, кто работал с ним, в том числе и Надежда Петровна Ламанова. Все женские костюмы – это ее произведения! Дмитриев давал только красочную гамму. В«Скачках», например, ему был нужен «перламутр», и он был сделан Надеждой Петровной и осуществлен работниками наших мастерских.»

С.С.Пилявская

«По долгу памяти» Москва. Издаельство «ГИТИС». 1993

Надо отметить, что только сцена «Скачки» насчитывала около 60 персонажей. Режиссер спектакля В.Г.Сахновский вспоминал, что буквально каждый костюм не только обдумывался, но переделывался, его и с к а л и. Если же оказывалось, что костюм дает неверное самочувствие или вносит ненужные ощущения в зрительный зал, то он заменялся, перерабатывался, шился новый – и так было с десятками персонажей!.

 

 

«Я с В.В.Дмитриевым довольно долго обсуждал, как подойти к платьям в финальных сценах Анны. В этих разговорах, как и во всех разговорах, относящихся к женским костюмам, постоянно участвовала Н.П.Ламанова, которой вполне можно было доверить так сказать «психологический костюм» в этом спектакле.

 

В финальных сценах Анна: в библиотеке в зеленом костюме с темной шалью на плечах, и в сцене разрыва, как и в сцене ее смерти, в Обираловке, в темно-синем платье. И линии обоих платьев, характер материала и цвет постепенно приготовляли к необычной строгости одинокого конца Анны. И должен сказать, что эти оба платья были найдены художником и Н.П.Ламановой в самом конце нашей работы над спектаклем.»

В.Г.Сахновский. «Работа над спектаклем «Анна Каренина» [1937-38] гг: ф.1,оп.92, ед.хр.209

 

БУЛГАКОВ

Откроем неоконченный роман М.А.Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), главу 9 «Началось» . Главный герой Максудов, гуляя в сумерках с Петром Бомбардовым по портретному фойе, знакомится с будущими персонажами театрального романа – от Пряхиной до императора Нерона. – «Екатерина Вторая, Карузо, Феофан Прокопович, Игорь Северянин, Баттистини, Эврипид, заведующая женским пошивочным цехом Бобылева.»

В известном всему старому МХАТу списке прототипов «Театрального романа», составленном самим Булгаковым и подаренном Ф.Н.Михальскому (по роману – Филе Тулумбасову) значится: «Бобылева – Н.П.Ламанова».

Конечно, Михаил Афанасьевич не мог пройти мимо такой яркой и значительной фигуры, как Надежда Петровна Ламанова. Скорей всего, в романе она должна была бы появиться и для нее писатель заготовил какую-нибудь прелестную мизансцену, кто знает… Какой он увидел ее?

Общеизвестно, что литературные шаржи Булгакова перекликаются с шаржами живописными артиста МХАТ Бориса Ливанова. Зачастую этими шаржами иллюстрируется «Театральный роман».

Ламанова изображена Ливановым пожилой дамой в элегантном платье и шали, на запястьях множество золотых браслетов, выражение лица несколько высокомерное.

Такой или не такой описал бы ее Булгаков, но возможность близко с ней общаться у него была. Ведь во время интенсивных репетиций «Дней Турбиных» параллельно шла работа над спектаклем «Безумный день или Женитьба Фигаро».

Ламанова оформляла Булгаковский спектакль театра им.Вахтангова «Зойкина квартира». И можно не сомневаться, что костюмы в Зойкином ателье были неотразимы.

В спектакле «Пиквикский клуб», для которого Булгаков сначала помогал Н.Венкстерн делать сценическую версию романа Диккенса, а потом сыграл роль председателя суда, Надежда Петровна работала над костюмами, может быть, даже и для самого Булгакова. Во время же работы над Булгаковской пьесой «Кабала святош» («Мольер») у них была возможность непосредственно общаться долгое время, т.к. спектакль готовился к выходу пять лет.

Так, мелькнула и исчезла, к сожалению, наша героиня на страницах романа, посвященного горькой любви Мастера к Театру.

 

 

«ВЫ В ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЛАХ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ!»

М.А.Булгаков «Театральный роман»

Бессмертные страницы «Театрального романа» запечатлели многие грани жизни МХАТ: «Я мокрыми руками вытащил из-за пазухи договор, вскричал:

- Читайте!

Друг мой прочитал договор и, к великому моему удивлению, рассердился на меня.

- Это что за филькина грамота? Вы что, голова садовая, подписываете? – спросил он меня.

- Вы в театральных делах ничего не понимаете, стало быть, и не говорите! – рассердился и я.

- Это Нерон у них составляет договоры? – дико сострил мой друг.

- Да ну вас! – вскричал я и вырвал у него договор».

А теперь обратимся к любопытному документу.

Прежде чем «большая художница вспыхнет артистическим горением» (К.С.Станиславский), ей предлагалось, как и Булгакову, заключить с театром договор. Вот выдержки из него:

«Предмет договора: 1) МХТ сдал, а гр-ка Ламанова приняла на себя руководство пошивкой 14-т костюмов персонажей пьесы «Отелло», по эскизам художника Головина.

Срок исполнения: 2) Сроки выполнения костюмов устанавливаются следующие:

  • 4 костюма к 10 декабря с.г.

  • 4 костюма к 25 декабря с.г.

  • 3 костюма к 5 января с.г.

  • 3 костюма к 20 января с.г.

Причем последовательность выполнения костюмов для тех или других персонажей указывается гр-ке Ламановой Заведующим Постановочной ч. МХТа.

4а) Гр-ка Ламанова выполняет костюмы заблаговременно и представляет их МХТу на утверждение с таким расчетом, чтобы успеть внести в костюмы нужные переделки, по указанию МХТа и не задержать полного окончания пошивки…

В) при установленной соответствующим актом просрочке выполнения гр-кой Ламановой принятых на себя обязательств по ее вине, равно как и при неустранении ею в кратчайший технически возможный срок указанных ей дефектов костюмов МХТ имеет право считать настоящий договор расторгнутым по ее вине по одностороннему заявлению МХТа, отстранить гр-ку Ламанову от дальнейшего выполнения договора и передать его другому лицу, а гр-ка Ламанова теряет право на договоренное вознаграждение, причем МХТ вправе взыскать с нее через суд понесенные им от расторжения договора убытки».

Фонды ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф.141 Е.х.51

То есть, в переводе с канцелярского языка на человеческий это означает, что на каждый костюм отпускается примерно дней 5 всего. Но ведь костюм – это и белье (что очень важно для правильного силуэта), и обувь, и перчатки, и головной убор. И со всем этим могут возникнуть проблемы. Откроем журналы записей репетиций и прочтем:

«Ламановой: - в латах устранить стук жести» (спектакль «Борис Годунов») А как это решается технически? И сколько на это потребуется времени?

«Ламановой: - Весь трафарет заменить нашивками» (спектакль «Женитьба Фигаро» То есть все Головинские узоры и орнаменты, нанесенные на ткань по трафарету, нужно заменить аппликацией из тесьмы и ткани. Но ведь костюмы уже изготовлены! При этом надо помнить, что в распоряжении пошивочного цеха были только прямострочные швейные машины. Многие операции делалось вручную.

«Ламановой: Станицын – Для первого костюма нет – белья, галстука, рукава в пиджаке коротки, брюки внизу уладить… Нужно воротник, кремовые перчатки. Во втором костюме – нужны новые брюки – серые в полоску, серые перчатки, сшить теплое пальто – найти нужный фасон» (спектакль «Анна Каренина») И весь этот ансамбль одежды, плюс возникшее видимо по ходу репетиции теплое пальто, в договоре именуется просто костюм и на него отпущено всего 5 дней. И кроме того, личного присутствия Ламановой на репетициях, обсуждениях и показах никто не отменял.                                    

Замечательный документ, поэма - «Самое свежее воспоминание о том, что случилось вчера» портнихи Васильевой.. Речь в этих стихах идет о работе над «Женитьбой Фигаро», приподнесены они были Н.П.Ламановой, которая в тексте именуется «вождем».

 

«Мы сорок костюмов вчера показали,

Уж мы их таскали, таскали, таскали…

Букеты из роз, эспадрильи и банты

Мы все притащили на суд, и таланты

Вождя оценили как надо.

Мы были все искренне этому рады.

Наряды мы все растащив по уборным,

Дивяся натертым полам корридорным,

Актеров, актрис мы одели на-диво;

Работали рьяно и бешено живо…

Звонок прозвенел, полетели мы вниз

Со сцены смотреть на костюмы актрис

Надежда Петровна с Надеждой Сергеевной

И с ними всегда А.И.В.

Идут, как и надо, у нас во главе;

Летели неслышно по мягким коврам

И вот мы уж в зале и вот мы уж там,

Где сердце трепещет пред чайкой летящей,

Где публики много на сцену смотрящей

На бурный поток дорогого искусства

В сравнении с чем все ничтожно и пусто.

Раздвинулся холст… И эскизы воскресли…

Невольно мы все так и ерзнули в кресле,

Столп МХАТа* увидел и хлопнул руками

И хлопнули все, кто сидел перед нами…

Прекрасный и мягкий на взгляд колорит

О силе таланта вождя говорит.

Смотрел столп, смотрел, смотрел и хвалил.

Устроить овацию он предложил

Надежде Петровне за то, что она

Художеством чистым в твореньях полна».

*К.С.Станиславский

Фонды ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф.141 Е.х.58

Как трогательно это воодушевление в служении Театру не ради прибыли или славы, но ради высшего предназначения самого Искусства. Какое уважение, восхищение, обожание по отношению к Надежде Петровне читаем мы между строк этой поэмы!

  

ОНА ПОГИБЛА НА ВОЙНЕ

По поводу гибели Н.П.Ламановой бытует версия о том, что в октябре 1941 года ее забыли увезти в эвакуацию – забыли, как Фирса в «Вишневом саде». Театр оставил умирать одинокую женщину под бомбами.

Вспомним, что прямо перед началом войны большая часть труппы МХАТ выехала на гастроли в Минск. Спектакль «Школа злословия», для которого Ламанова создала костюмы - безмятежный и обворожительный - стал последним спектаклем мирной жизни. Его сыграли воскресным утром 22 июня 1941 года. Горел Минск, горели декорации, были брошены костюмы и личные вещи. «Растерянные, смятенные, мы в ужасе видели впервые в жизни, как бомбили беззащитное население и жгли города» (О. Андровская - Т.М.Вечесловой, октябрь 1941, Москва).

Труппа МХАТа, преодолев 800 километров военных дорог, чудом вернулась в Москву. С августа 1941 года Москва подвергалась бомбардировкам. Спасаясь, многие сотрудники театра старались жить в пригородах Москвы. Система оповещения, налаженная в мирное время, не работала. Н.П.Ламанова жила на даче Веры Мухиной. С выездом первой группы эвакуированных деятелей театра Комитет по делам искусств (Храпченко М.Б.) распоряжается о ликвидации МХАТ, как организации, в Москве. То есть люди оказывались без места работы.

Дадим по этому поводу слово Ольге Сергеевне Бокшанской, бессменному секретарю Вл.И.Немировича-Данченко. Записи Бокшанской требуют внимания. Они всегда безусловно точны и дают разъяснение тому, что произошло на самом деле.

 

О.С.Бокшанская – Вл.И.Немировичу-Данченко

Саратов 19 октября 1941 года

Милый Владимир Иванович!

… Простите, что не сразу взялась за письмо к Вам, смятение было слишком огромно.

13-го утром, с 11 ч. начали узнавать про эвакуацию, сначала был указан нам Ташкент, отъезд двумя группами. 1-я должна была уехать в ночь с 13 на 14-е. Часов в 5 узнали, что направлены в Саратов, 1-я группа едет в 12 ч. дня 14-го. …Собрать всех, кто был намечен в 1 группу, не удалось, поэтому часть была включена случайно, кто оказался готовым к отъезду. … Общее количество отправляемых было определено Комитетом в 140 человек, с семьями – 340. В 1-й группе было 44, с семьями – 95.

…2-я группа 15-го не выехала, а 16-го выехало 11 человек, не прямым путем, а с пересадками или водой. …Имеем сведения, что когда последовало распоряжение правительства о вывозе всего театра, люди не смогли уехать из-за отсутствия денег, отсутствия транспорта с вещами на вокзал, а сообщили им о возможности выехать в 10 ч. вечера, тогда как поезд шел в час ночи, - ничего не успеть – даже донести вещи на себе до вокзала…

Саратов, 11.ноября 1941

 

«…Мы узнали, что 15-го никто из наших не выехал, а в ночь на 16-е, когда под Москвой на фронте были жесточайшие прорывы и состояние в Москве было ужасное, Храпченко и весь состав Комитета выехали, увозя с собой работников разных театров, в том числе и нашего, и что в этой группе выехали … 10 или 11 чел. Отъезд их был так скоропалителен, что произвел в театре в Москве удручающе впечатление, и поползли к нам слухи, что руководство бежало, бросив театр на произвол судьбы…»

Письма О.С.Бокшанской Вл.И.Немировичу-Данченко. Т.2 1931-1942.

 

Итак, Театр был брошен на произвол судьбы! Отчаяние, ужас переживали все, кто остался в Москве. Немцы подошли вплотную к Москве. Паника была катастрофическая.

Собиралась ли Надежда Петровна покидать Москву и отправляться в эвакуацию? Не все мхатовцы стремились уехать. Многие остались, некоторые ушли добровольцами на фронт.

Недавно найден потрясающий документ – письмо родной сестры Надежды Петровны, в котором описывается ее последний день жизни. 14-го Надежда Петровна с сестрой прибыли в театра и были свидетелями эвакуации 1-й группы из 44 человек, направлявшихся в Саратов ( о которой пишет Бокшанская). Ошибочно восприняв увиденное, как бегство всего коллектива театра, сестры пришли к решению вернуться на дачу и переживать страшное время на даче. На следующий день Ламанова вернулась в театр за деньгами. Переговорила с сотрудниками. Выйдя на Дмитровку по направлению к метро, она упала на мостовую прямо у амбулатории Большого театра. Помощь врача уже не понадобилась. Сердце Ламановой, не дожившей одного месяца до своего 80-летия, не выдержало. Произошло это 15 октября 1941 года.

Из дневника И.Я.Гремиславского, с которым Ламанова проработала в театре все годы, с которым она беседовала и в последний свой день в театре:

15 октября 1941 года «Внезапно умерла Ламанова»

 

« …Если я и умру, то все же буду участвовать в жизни так или иначе»

(Тузенбах. «Три сестры» А.П.Чехова)

 

Вот уже миновало 75 лет со дня ее смерти. Почему же все больше и больше людей знает о ней, почему так велик и все увеличивается интерес к ее жизни? Может быть, само Время требует этого? «Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов последней четверти века», - это из письма Веры Мухиной, потрясенной смертью Надежды Петровны.

Мы чтим светлую память «драгоценной, незаменимой, гениальной» Ламановой. Она необходима нам не как «Поставщик Двора», а как золото нации, ее гордость, как русская женщина — великая труженица, ставшая эпохой в истории костюма в России. 


 

ПЕРСОНАЛИИ

Морозов Савва Тимофеевич

(3.2.1862 Москва — 13.5.1905 Канн, Франция)

Текстильный фабрикант, меценат. Был в числе первых членов Товарищества для учреждения МХТ. В 1902 году стал содиректором МХТ, финансирующим дело. Участвовал в формировании репертуара и труппы. На его средства и при его активном участии было перестроено здание МХТ в Камергерском переулке, оборудование сцены, система освещения.

 

Андреева Мария Федоровна

В девичестве Юрковская, по мужу Желябужская

(1868, Петербург — 8.12.1953 Москва)

Актриса. Начинала как любительница в «Обществе искусства и литературы». В труппе МХТ с первого сезона. Сыграла Порцию («Венецианский купец»), Эдду Габлер («Эдда Габлер»), Оливию («Двенадцатая ночь»), Кэте («Одинокие»). В поездке театра в Ялту к Чехову 1900 года сыграла Нину Заречную («Чайка»). Чехов в «Трех сестрах» назначил ей роль Ирины. Тогда же в ее жизни появился Горький, вместе с которым она примыкает к революционному движению. После отказа театра от постановки «Дачников» происходит разрыв и Андреева берет отпуск на год. «Великая мутила»,так назвал ее в эту пору Немирович-Данченко. Возвращается в театр в сезон 1905/06 гг. Сыграла Лизу в «Детях солнца». Всего на сцене МХАТ ею было сыграно 15 ролей. В начале 1906 года уезжает за границу. Ее желание вернуться в МХТ в 1913 г. не встретило поддержки в театре.

 

Лилина Мария Петровна

В девичестве Перевощикова, по мужу Алексеева

21.6.1866 Москва — 24.8.1943 Москва)

Актриса. Педагог. Одна из основателей МХТ. Начинала как любительница в «Обществе искусства и литературы». Была партнершей по сцене К.С.Станиславского, за которого в 1889 г. вышла замуж. После первого сезона денежные затруднения МХТ побудили их обоих отказаться от оплаты, так же безвозмездно руководила костюмерной частью. По мнению многих была самой тонкой и глубокой из артисток МХТ. Именно ее исполнение роли Маши в «Чайке» и Сони в «Дяде Ване», Наташи в «Трех сестрах», Вари в «Вишневом саде» было ближе всего к эстетике Чехова. На сцене МХАТ сыграно 35 ролей. Была педагогом Оперно-драматической студии Станиславского, режиссировала ее спектакли после смерти мужа.

 

Книппер Ольга Леонардовна

Впервые в прессе названа двойной фамилией Книппер-Чехова 21 июня 1916 г.

(9.9.1869 Глазов Вятской губ. - 22.3.1959 Москва)

Актриса. Ученица Вл.И.Немировича-Данченко по Филармоническому училищу. Одна из основателей МХТ, жена А.П.Чехова с 1901 г. Участвовала во всех 5 спектаклях чеховского цикла МХТ: Аркадина («Чайка»), Елена Андреевна («Дядя Ваня»), Маша («Три сестры») Раневская («Вишневый сад»), Сарра («Иванов»). Всего на сцене МХАТ — 50 ролей.

 

Качалов Василий Иванович

(Наст.фам.Шверубович 30.1.1875 Вильно — 30.9.1948 Москва). Оставил юридический факультета в Петербурге ради сцены. Служил в провинции. Весной 1900 г. поступил в МХТ. Скоро прошел путь от эпизодов к ведущему положению. С ролями Качалова связаны крупнейшие циклы работ МХТ: Чеховский, горьковский, цикл Достоевского, Ибсена. Без него не обходилось обращение театра к современному репертуару, к русской классике. Всего на сцене МХАТ — 55 ролей

 

Савина Мария Гавриловна

(30.1.1854 Камень-Подольск — 8.9.1915 Петербург)

Актриса Александринского театра. Профессиональную сценическую деятельность начала в Минске, играла в Н.Новгороде, Казани, Саратове, Орле. В 1874 г. поступила в труппу Александринского театра, где работала до конца жизни. А.Н.Островский поручал ей главные роли почти во всех своих пьесах. Особое место в творчестве занимала драматургия И.С.Тургенева — вершина ее творчества роль Натальи Петровны («Месяц в деревне»). Была одним из организаторов и председателей Русского театрального общества, организатором убежища для престарелых актеров (ныне — Дом ветеранов сцены).

 

Ульянов Николай Павлович

(1875 Елец — 5.5.1949 Москва)

Живописец, график, театральный художник. В штате МХТ с 1906 по 1908 и с 1923 по 1925. Любимый ученик В.Серова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Сблизился с кругом «Золотого руна» с С.Судейкиным, Н.Сапуновым, Н.Феофилактовым, М.Сарьяном, Н.Кузнецовым. В 1905 г. - сотрудник Студии на Поварской, организованной Станиславским, который сразу после ликвидации Студии привлек Ульянова к сотрудничеству с МХТ ( спектакли «Горе от ума»(костюмы), «Драма жизни»). Покинул театр и вернулся к живописи, преподавал. Станиславский уговорил его взяться за «Дни Турбиных» и эту его работу оценили и актеры и публика, затем «Мольер» - эскизы костюмов. Создал цикл портретов деятелей МХАТ.

 

Симов Виктор Андреевич

(2.4.1858 Москва — 21.8.1935 Москва)

Художник, график, архитектор, театральный художник. В 1885 г. И.Левитан пригласил Симова работать в Частной опере С.И.Мамонтова, где он осваивает профессию театрального художника и в 1897 встречается со Станиславским. С 1898 г. Симов занимает должность художника-декоратора МХТ, на сцене которого оформил 53 спектакля. «Он был первым художником — режиссером» (П.Марков). Симов активно формировал эстетику первоначального периода МХТ, осуществлял сбор материалов, поиск планировок, пространственных решений. Сделал множество технологических изобретений. В 1912 г. ушел из МХТ. Работал с К.Марджановым (Свободный театр), в кинематографе(«Аэлита», «Коллежский регистратор»). Оставил воспоминания о работе в МХТ.

 

Коонен Алиса Георгиевна

(5.10.1889 Москва — 20.8.1974 Москва)

После гимназии стала ученицей Школы МХТ. Играла Мальчика Элиаль («Драма жизни»), Митиль («Синяя птица»), Мирьям («Miserere”, Лизу («Екатерина Ивановна»). Успех принципиальный в роли цыганки Маши («Живой труп») и Анитры («Пер Гюнт»). Всего на сцене МХТ — 13 ролей. В 1913 г. Коонен переходит к К.Марджанову в Свободный театр, а после его распада — в Камерный к А.Таирову.

 

Андровская Ольга Николаевна

Наст.фам.Шульц

(21.7.1897 Москва — 31.3.1975 Москва)

Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 г. в Театре Корша и одновременно в Шаляпинской студии. С 1919 — во Второй Студии МХТ. После слияния Студии

и метрополии становится актрисой МХАТ. Сыграла Лизу («Горе от ума»), Сюзанну («Безумный день или Женитьба Фигаро»), Рокси («Реклама»), Смельскую и Варвару в пьесах Островского.

Шедевром актрисы стала роль леди Тизл («Школа злословия»). Нежной любовью зрителей был окружен спектакль «Соло для часов с боем», в котором Андровская играла в окружении великих партнеров последнюю роль — Пани Конти. Всего на сцене МХАТ сыграно 23 роли.

 

Тарасова Алла Константиновна

(25.1.1898 Киев — 5.4.1973 Москва)

Актриса. В 1914 г. поступила в «Школу Трех Николаев» (с 1916 — Вторая Студия МХТ) и с этого года начала играть в массовых сценах спектаклей МХТ. В 1918 г. уехала из Москвы, позже присоединилась к «Качаловской группе» - части труппы МХАТ, гастролировавшей на территории, занятой Добровольческой армией, а затем к гастрольной поездке МХАТ (1922-24 гг.) Апогей славы Тарасовой приходился на 30-40-е гг. Официальный статус «первой актрисы» Художественного театра и советского государства закрепился за ней после публичных аплодисментов Сталина на «Анне Карениной». Всего на сцене МХАТ — 48 ролей.В 1951-54 — директор МХАТ.

 

Степанова Ангелина Иосифовна

(23.11.1905 Новониколаевск-на-Амуре — 18.05.2000 Москва)

Актриса, педагог.

Вступила в МХАТ в 1924 г., окончив Школу Третьей ступени. В 1925 в «Горе от ума» она играла Софью со Станиславским — Фамусовым. Верная урокам Станиславского и Немировича-Данченко в творчестве, несла и вахтанговские традиции, глубину психологии совмещая с четкостью смелого рисунка. Ее роли — Бетси Тверская («Анна Каренина»), Ирина («Три сестры»), Мэриэтт («Воскресенье»), Калерия («Дачники») и др. отточены и чужды сентиментальности. До поздних лет безупречно сохраняя форму, выходила на сцену МХАТ, сыграв в общей сложности 61 роль. Преподавала в Школе-студии МХАТ, была членом Худ.совета МХАТ, секретарем парткома театра.

 

Гремиславский Иван Яковлевич

(13.2.1886 Москва — 25.3.1954 Москва)

Театральный художник, технолог.

Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества по отделению живописи. В МХТ начинает как исполнитель декораций в спектаклях А.Бенуа, М.Добужинского, Б.Кустодиева. В 1919-22 в составе Качаловской группы воссоздает ряд спектаклей МХТ . В 1926 г. возглавил постановочную часть МХАТ, где добился технического усовершенствования работы. В 1942 организует экспериментальную сценическую лабораторию при МХАТ, где разрабатывает новые технологии и материалы. В 1943 г. по его инициативе и при его участии создается Постановочный факультет Школы-студии МХАТ, где Гресмиславский формирует программу и читает курс «Создание внешней формы спектакля».

 

Литовцева Нина Николаевна

Наст.фам.Левестам

(12.1.1878 Москва — 8.4.1956 Москва)

Актриса, педагог, режиссер. Жена В.И.Качалова. В 1901 г. была приглашена в МХТ. С 1905 получает роли в «первом составе». Ее актерская судьба прервалась болезнью и последовавшей хромотой. С 1908 Литовцева вернулась к работе как педагог, а позже как режиссер. С началом Первой мировой войны заканчивает курсы сестер милосердия и уезжает на фронт. За спасение раненых из под огня награждена Георгиевской медалью. С 1919 г. в странствиях с «Качаловской группой». С 1922 снова в Москве. Участвовала в постановках МХАТ, как режиссер и в 1947г. Сыграла Войницкую в «Дяде Ване», в общей сложности на сцене МХАТ сыграно 16 ролей.

 

Телешева Елизавета Сергеевна

(26.1.1892 Москва — 9.7.1943 Москва)

Актриса, режиссер, педагог. С 1916 г. актриса МХТ и Второй Студии. Сыграла ряд ролей. Вместе со своими товарищами по Студии Судаковым, Вершиловым, Горчаковым выдвинулась как режиссер. В МХАТ принимала участие как режиссер в создании спектаклей «Безумный день Женитьба Фигаро», «Сестры Жерар», «Реклама», «Три толстяка», «Мертвые души», «Горе от ума», «Последняя жертва», всего 11 ролей. Педагогической деятельностью занималась с 1916 г. в школе при Второй Студии, в Студии под руководством Н.Хмелева, в ГИТИСе и во ВГИКе.

 

Глебов Василий Васильевич

(17.11.1891 Саратов — 9.12.1943)

Помощник режиссера в МХАТ, фотограф.. Окончил ремесаленное училище, был конторщиком, библиотекарем, актером. Воевал в Первую мировую и гражданскую войны. С 1933 г. в МХАТ. Кроме обязанностей помрежа взял на себя задачу «летописца» МХАТ. В его записях и фотографиях запечатлен ход работы над спектаклями 30-х годов. Составлял подробнейшие альбомы по спектаклям с эскизами, фотографиями, пояснениями.

 

Телешов Николай Дмитриевич

(29.10.1867 Москва — 14.3.1957 Москва)

Писатель. Окончил Московскую практическую коммерческую академию (1884). Был знаком с Чеховым, в 1899 работал с Горьким над сборниками «Знание». После 1917 работал в Наркомпросе и др.сов.учреждениях. С 1923 сотрудничал с архивно-музейной частью МХАТ, с 1926 — директор Музея МХАТ. Оставил воспоминания о ранних годах Художественного театра.

 

Головин Александр Яковлевич

(17.2.1868 Москва — 17.4.1930 Детское Село)

Живописец, театральный художник. В 1881-1889 — Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался декоративно-прикладным искусством, станковой и монументальоной живописью. С 1898 участник выставок «Мира искусства», оформляет свой 1-й спектакль московского Большого театра. В 1901 становится декоратором императорских театров. В 1908-1918 г.г. основные постановки осуществляет с Вс.Э.Мейерхольдом (16 спектаклей). В МХАТ оформил «Женитьбу Фигаро» (1927) и «Отелло» (1930). Считается «отцом современного театрально-декорационного искусства».

 

Пилявская София Станиславовна

(4.5.1911 Красноярск - 21.01.2000 Москва)

Актриса, педагог. Поступила в МХАТ с начала сезона 1931/32 г.г. Сценическому успеху содействовала редкостная красота, прирожденная элегантность. Всего на сцене МХАТ ею сыграно 48 ролей. С 1954 г. преподает в Школе-студии МХАТ. Автор мемуаров.

 

Дмитриев Владимир Владимирович

(31.7.1900 Москва — 6.5.1948 Москва)

Театральный художник, живописец. Учился живописи в школе Е.Н.Званцевой и в Государственных свободных мастерских (Академия художеств) у К.С.Петрова-Водкина в Петрограде. Посещал Студию Мейерхольда на Бородинской. В 1918 окончил у него же курсы мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП). Первый значительный спектакль оформляет в Театре РСФСР-1 «Зори» Верхарна. В пору работы с Мейерхольдом Дмитриев принимает предложение МХАТ о сотрудничестве. В МХАТ оформил такие спектакли, как «Мертвые души», «Анна Каренина», «Три сестры» и др.

 

Сахновский Василий Григорьевич

(18.2.1886 Дорогобуж — 26.2.1945 Москва)

Режиссер, театральный исследователь, педагог.

Получил образование на философском факультете университета во Фрайбурге и историко-филологическом факультете Московского университета. Режиссерские опыты начал в 1914 г. в студии Ф.Ф.Комиссаржевского. Работал в ГАХН. В МХАТ с 1926г. Ставил спектакли«Унтиловск», «Дядюшкин сон», «Мертвые души», «Егор Булычов», «Анна Каренина». В 1932 заместитель директора МХАТ по художественной части. В 1941 арестован по подозрению, будто его отказ от эвакуации связан с желанием дождаться гитлеровцев. Был вызволен стараниями Немировича-Данченко. Работал над «Гамлетом». С 1943 возглавил Школу-студию МХАТ, работал в ГИТИСе. После выхода в 1947 г. книги «Мысли о режиссуре» посмертно обвинен в формализме, идеализме, преклонении перед Западом.

 

Бокшанская Ольга Сергеевна

В девичестве Нюренберг

(9.12.1891 Дерпт — 12.5.1948 Москва)

Личный секретарь дирекции и личный секретарь Вл.И.Немировича-Данченко с 1919 г.

В период гастролей труппы МХАТ в Америке стенографировала для К.С.Станиславского текст «Моей жизни в искусстве» для американского издательства. Подготовила ряд ценных публикаций в «Ежегодник МХАТ», оставила обширное эпистолярное наследие, отражающее жизнь МХАТ 20-40 г.г. По настоянию Немировича-Данченко, который был председателем Комитета по Сталинским премиям, Бокшанская с 1940 г. была взята туда секретарем.

Сестра Е.С.Булгаковой. М.А.Булгаков наградил некоторыми ее чертами Поликсену Торопецкую, одну из героинь «Записок покойника».

Back to Top