NLamanova.ruГений костюма, которая считала себя неплохой портнихой.

вниз

 

Письмо Веры Мухиной в ответ на телеграмму Марии Петровны Терейковской, младшей сестры Ламановой, с известием о кончине Надежды Петровны Ламановой.

Моя милая, дорогая Мария Петровна, ваша телеграмма была для меня ударом, я просто не могла опомниться 2 дня. Смерть Надежды Петровны, моего лучшего друга, я смело могу это сказать, была для меня ужасна, почему-то я всё время чувствовала, что я очень перед Н.П. виновата, что уехала, что я её покинула, но из-за Волика (Всеволод Алексеевич Замков, сын Веры Мухиной - прим.) я не могла иначе. Н.П. была светлый человек, а их так немного. Я всегда сама себе удивлялась, что будучи почти на 30 лет моложе, я чувствую такую большую дружбу к Н.П., меня всегда поражала её огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв своё состояние с революцией, приняла её всецело и всем сердцем, и за её светлое отношение к людям. Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов последней четверти века. Как мне больно, что я её больше не увижу.

Я, вероятно, никогда не прощу себя, что причинила ей огорчение. Волик ужасно плакал, узнав о её смерти, я даже не думала, что он так будет реагировать. "Вот," - говорит, - "всякая дрянь никому ненужная остаётся, а такие, как Н.П. уходят". И он прав, очевидно, "дрянь" тупее и живёт более растительной жизнью, а не умом и сердцем. Не преувеличивая скажу: Москва потеряла для меня половину своей притягательной силы. Как вы живёте, милая Мария Петровна? Конечно, тяжело, но как, что удастся делать?

Пишите мне,я всегда буду очень рада получить от вас весточку, вы - милый, хороший, тёплый человек, а потом, видя вас, я всегда рядом с вами буду видеть Н.П.

Мы ехали 18 дней; езда была ужасная, я всё время думала об Н.П. Как она не вынесла бы подобной езды. Спали на нарах в товарной теплушке: то холодно, то дышать нельзя от раскалённой печурки. Хуже всего с уборной. Все женщины, (нас всех было 21 человек) не могли сходить по 6-7 дней. На остановках бегали под вагоны и закрывали друг друга шубами, чтобы не было видно, это была самая ужасная сторона нашей поездки. В Каменске не остановились, а поехали дальше на УАЗ, где идёт стройка. Здесь растёт новый город в берёзовой роще. Ко мне со стороны администрации очень хорошее отношение. Но всё до такой степени переполнено, сюда попал Халь, масса лиц, к стройке никакого отношения не имеющих; получила пока только одну комнату (конечно, нам очень тесно), но в очень хорошем месте и со всеми удобствами, до горячей воды в кранах каждый и круглый день. Очень тепло и даже жарко, это всё, что можно желать при здешних морозах, уже было 35 градусов мороза; обещают до 50 градусов через месяц. Всё страшно дорого и буквально ничего нет; мясо выходит до 70 рублей за килограмм, ведро картошки - до 40 рублей (это на рынке). Нам не так плохо, так как трое из нас обедают в столовой; но тем, у которых много иждивенцев и детей, тем круто приходится. За деньги крестьяне не продают, а меняют и буквально не считаются с покупательными возможностями приехавших. Места здесь по ущельям попадаются очень красивые. Я мечтаю о поездке в Свердловск, хочется не потерять даром время и поучиться резьбе по камням на когда-то знаменитой екатеринбургской фабрике. Мы только в 100-110 километрах от Свердловска, но доехать нет возможности, если нет машин туда едущих. Но я добьюсь. Здесь работать до сих пор было нельзя, но вчера получила маленькое помещение, где будем работать 3 человека, в углу снег. Алёша (Алексей Андреевич Замков, муж Веры Мухиной - прим.) работает в больнице и развернул работу согласно своим любимым темпам. Волик тоже работает у Петра Николаевича. Все шлют вам сердечный  привет, и Львова - тоже, ужасно все жалеют Н.П.. Целую Вас и мысленно - Н.П.. Пишите чаще, так хочется знать, как Москва. Очень прошу повидать Любу и Анну Андреевну. Её адрес Колхозная площадь, Большая Спасская (или с Домниковской, если поедете до нас на метро) Докучаев переулок д.12 кв.5. Спросите её о дедушке и Серёже, мы ничего о них не знаем. Позвоните Г 1-26-10 Наталье Сергеевне, Серёжиной жене, не знает ли что о Серёже. Телефон Влад. Петров. Ж (Таганка) 2-22-92, адрес Таганка, Большие Каменщики д.36 кв.1, он нам ничего не пишет. Целую очень очень крепко. Вера М.

Наш адрес:

Каменск Уральский (Челябинская область, УАЗ Красная горка, Коттедж №4 кв.4. Мне для телеграммы: Каменск Челябинской Красная горка коттедж 4.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Back to Top