Письмо Станиславского к студийцам о постановке оперы "Борис Годунов"
Письмо Константина Сергеевича Станиславского к студийцам по поводу постановки оперы "Борис Годунов" в его оперной студии. 1 марта 1929 г.
Примечание:
Государственный Оперный театр имени К. С. Станиславского (Государственная Оперная Студия-Театр имени К. С. Станиславского) - ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - оперная студия, созданная в 1919 г. по совместной инициативе Большой театра и Московского художественного театра. Оперная студия Большого театра находилась под руководством Станиславского, с 1924 года получила статус государственной, а также имя своего художественного руководителя. Оперный театр Станиславского просуществовал до 1941 года, а затем был объединён с Музыкальным театром Вл. И. Немировича-Данченко, располагавшегося том же здании (Большая Дмитровка, 17), на основе чего и получился театр оперы и балета под названием Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, существующий по сей день.
Государственная оперная Студия-Театр имени Народного артиста Республики К. С. Станиславского
Милые студийцы.
Все, все, все.
Потихоньку от доктора, пишу вам эту записку.
Не выдавайте меня.
Знайте: вам только кажется, что я не с вами, а я незримо, душою – присутствую и мысленно переживаю и представляю все, что делается у вас.
Вы чисто и добросовестно отнеслись к своему делу; работали не щадя себя; и вышли из трудного положения, в которое поставила вас моя болезнь.
Это очень много. Эьто доказывает, что Студия – жизнеспособна, что у вас, у всех, есть энергия, настойчивость и самостоятельность.
Молодцы. Это большая радость для нас всех и в частности для меня.
Остальное – не от нас, от случая. Но знаю наверно, что работа сделанная от души, с любовью, никогда не пропадает. Идите смело на сцену и помните, что успех спектакля создаётся не премьерами, а рядом повторений и временем. Сегодня же только генеральная репетиция на публике. И таких предстоит ещё десять, пятнадцать. Лишь после них спектакль встанет на ноги и создаст об себе, на долгие годы – общественное мнение.
Когда будет подыматься занавес или каждому из вас настанет время выходить на сцену – помните, что это не решающий момент, а только первый выход перед публикой, которая уже успела вас полюбить.
Обнимаю, нежно, так же крепко, как и люблю – своего четвертьвекового друга и любимого артиста и таланта Ивана Михайловича... Друзья узнаются в несчастье. Спасибо ему. Знаю и слышал, как он помог вам.
Борис Ильича тоже обнимаю. Об том, какую большую работу он проделал и какой спектакль садминистрировал я, как режиссёр, знаю.То, что он сдал мне в своё время – было сдано – прекрасно и благодарил за это.
То, что огромный спектакль налажен и идёт – говорит само за себя.
Зинаиду Сергеевну Соколову – обнимаю и поздравляю с прекрасной работой.
Сужу по слухам. Многое в этой работе по-видимому сделано самостоятельно и вышло хорошо. Тем более счастлив, что это удаётся и без моего участия. Михаила Николаевича, Константина Петровича, весь музыкальный персонал и членов оркестра приветствую и поздравляю с огромной работой. Всех концертмейстеров – тоже. Весь режиссёрский состав – поздравляю и радуюсь за их работу.
Весь административный и монтировочный состав – Сергея Ивановича как художника и даже машиниста в этом спектакле, Павла Ивановича, Юрия Алексеевича, Александра Владимировича (знаю, как им досталось и как они потрудились). Милую мою любимицу Бутникову. Замечательную и великолепную Надежду Петровну Ламанову – приветствую, целую ручки, благодарю и восхищаюсь. О. П. Аносову – тоже.
Всех сотрудников и создававших костюмы.
Дорогую Маргариту Георгиевну, Евгению Ивановну, Александра Александровича Поспехина.
Всех, всех, всех поздравляю с окончанием огромной работы.
Что будет дальше – как примет публика – это мне теперь пока не важно.
В последнюю очередь, чтоб было заметно, обращаюсь с приветом к Фридриху Карловичу, Фёдору Дмитриевичу и всем членам Правления и Павлу Петровичу.
Их огромный труд достоен восхищения и огромной похвалы.
Каждого по одиночке – приветствую кого можно – крепко обнимаю.
К. Станиславский.