Портрет Ламановой. Художник Валентин Серов.
Самым известным изображением Надежды Петровны Ламановой по сей день остаётся, безусловно, портрет, написанный Валентином Александровичем Серовым. Что же известно об истории создания этой работы?
Портрет этот был заказан Надеждой Петровной к своему юбилею – 50-летию в 1911 году.
Выбор Серова Надеждой Петровной с одной стороны очевиден: он уже при жизни был признанным мастером портрета, чьи работы выставлялись на самых видных выставках того времени, например, на выставке Исторического портрета в Таврическом дворце.
С другой стороны есть здесь и некоторые моменты, которые, можно сказать, предопределили этот выбор. Так, оказалось, Надежда Петровна Ламанова хорошо знала маму художника – Валентину Семёновну Серову, первую женщину-композитора и известного музыкального критика того времени. Более того, оказалось, что швейцар дома Ламановой, построенного по её заказу в 1908 году, прежде служил в семье Серовых и знал художника ещё ребёнком.
Наконец, в 1893 году Валентин Александрович написал портрет известной нижегородской, а впоследствии московской портнихи Татьяны Степановны Войткевич – той самой, у которой азам портновского искусства обучалась Надежда Петровна Ламанова в самом начале своего творческого пути.
История создания портрета Ламановой для Валентина Серова наиболее драматична. Как некоторые могут знать, он так и остался неоконченным: художник умер.
В последние месяцы жизни Серов работал сразу над несколькими портретами - княгини Щербатовой, княгини Орловой, Генриетты Леопольдовны Гиршман и Надежды Петровны Ламановой. Но именно портрет Ламановой из вышеперечисленных работ Серова действительно самая последняя: именно на ней художник сделал последний штрих перед своей смертью.
В первую годовщину смерти художника, в ноябре 1912 года в газете «Русское слово» вышла статья о последних мгновениях жизни Серова, которая проливает свет на историю создания портрета Ламановой. Ценна эта публикация тем, что в ней приведен рассказ самой Надежды Петровны:
«Пишущий эти строки вчера в первый раз видел тот незаконченный портрет Н.П.Ламановой, последний штрих которого был сделан Серовым за несколько часов до кончины.
Дело происходило так.
Последнее свое произведение Валентин Александрович начал цветными карандашами весною 1911 года и очень удачно сделал первый набросок.
Сеансы должны были прерваться по случаю отъезда за границу г-жи Ламановой и возобновились только осенью.
Очень характерен рассказ самой г-жи Ламановой. Она говорит, что за истёкшее время Серов успел лучше с нею познакомиться и узнать ее характер - уловил характерные для нее жесты и выражение.
Потому, приступая вновь к исполнению портрета, он сразу высказал недовольство первоначальным своим наброском, - нашел его манерным и малоправдивым.
Решительно перевернул картон и начал все снова.
Для полного окончания портрета не хватило, может быть, одного сеанса. Он уже определился во всей своей красоте.
Сделано произведение последней упрощенной серовской манерой, как нарисованы его портреты танцовщиц Павловой и Иды Рубинштейн, с той изумительной простотой, которая доступна только гениальным художникам.
В нем не только внешнее телесное сходство, но и изображение характера и души изображаемой личности.
21 ноября, в седьмом часу вечера, Валентин Александрович сделал свой последний штрих на этом портрете, и в общих чертах он уже был закончен.
Затем простился с хозяйкой, поехал к своему другу И.С.Остроухову, провел у него вечер в скромной товарищеской беседе и утром 22 ноября, после краткого сердечного припадка, был уже в гробу <...>»
Русское слово, 1912, 23 ноября, #270
Из другой публикации газеты «Русское слово» мы узнаём о том, что швейцар Надежды Петровны Ефим вспоминал позже, что художник, прежде забегавший к Ламановой по лестнице пешком, в последние дни жаловался на здоровье и просил поднять его на лифте.
В интернете сегодня чаще всего можно встретить чёрно-белые изображения портрета, однако на самом деле он был выполнен в почти цвете. Почти – мелом, углём и сангиной. Сангина – это особый материал для рисования, изготовляемый из белой глины и оксидов железа, что обуславливает терракотовый оттенок рисунка. Сангину часто использовал Леонардо да Винчи. Портрет достаточно большой по размеру - 102 × 75,5 см. И если верить приведённому отрывку из газеты, на обратной его стороне должен быть ещё один набросок – тот самый, который не понравился Серову.