NLamanova.ruПервый технолог театрального костюма в мире

вниз

 

Творческая автобиография Надежды Петровны Ламановой, составленная ею в 1937-ом году

для Московского Художественного Театра.

Впервые опубликована Т.К.Стриженовой в её книге "Из истории советского костюма".

 

 

Родилась в 1861 г. 14 декабря. По окончании учебного заведения училась кройке и шитью в известной школе кройки О.А.Суворовой. /1883 г./

С 1884-1885г. я работала в мастерской Войткевич по найму как моделист.

С 1885-1917 г. имела свою мастерскую костюма. Впервые с Московским Художественным Театром я начинаю работать с 1901 г. Делаю костюмы для пьесы В.И.Немировича-Данченко "В мечтах", костюмы для "Вишнёвого Сада".

С 1918 г. вступаю в союз Рабис и снова работаю в Художественном театре. Делаю "Узор из роз" и для 2-ой студии МХАТ "Дама Невидимка".

С 1919г. работаю при Отделе Художественной Промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки Заведующей Мастерской Государственной Учебно-Производственной мастерской костюма и одновременно инструктором по художественному моделированию при секции "Игла" при МОНО. За этот период мною было организовано 3 выставки.

С 1921 года начинаю работать в Театре им. Вахтангова, где и работаю в продолжении 16 лет, где мною сконструированы костюмы по следующим пьесам: "Турандот" - костюмы меняются каждые 1-2 года, "Зойкина квартира", "Дочь русского актера", "На крови", "Марион де Лорм", "Коварство и любовь", "Егор Булычев", "Достигаев и др.", "Зависть", "Гамлет", "Человеческая комедия", "Флорисдорф", "Много шума из ничего" и "Без вины виноватые". Работаю в Студии имени Грибоедова: "Сон в Летнюю ночь". Постановка Лужского. 1924 г. Я организую кустарную мастерскую и делаю модели по заданиям госучреждений и Театров: "Инга" - театр Революции. Кино - Аэлита. МОСПС - "Ревизор".

В 1925 г. по заданиям Кустэкспорт организую и выполняю модели для Парижской выставки - получила 1-ую премию.

В 1926 делаю модели для Народов Севера по заданию Всекомпромсоюза. В 1928 г. делаю модели для выставки кустарного творчества в Гос.Академии Художественных Наук. В 1926 снова работаю в Московском Художественном Академическом театре по эскизам А.Я.Головина по костюмам - "Женитьба Фигаро". В этом же году делаю костюмы для Театра Габима - Голлэм, Сон Якова, Потоп; для Драмбалета - "Сказка города".

В 1929 году исполняют заказ моделей для экспорта. 1930 г. Изготовляю меховые модели для выставки в Лейпциг по заданию Всесоюзной Западной Торговой Палаты.

В этом же году по заданию Всекомпромсоюза исполняю модели для выставки в Нью-Йорк. В 1930 же году работаю Заведующей Модельной мастерской Мехкомбината, работаю по 1932 и зачисляюсь в Союз Кожевников. Параллельно работаю в Театре имени Станиславского "Бориса Годунова".

В 1932г. поступаю в МХАТ в качестве консультанта и конструктора и перехожу в союз Рабис. В МХАТ я за этот период работаю по костюму: "Хозяйку Гостиницы", "Таланты и поклонники", "Слуга двух господ", "Воспитанница", "Егор Булычев", "Пиквикский клуб", "Гроза", "Реклама", "Мольер", "Анна Каренина" и сейчас "Борис Годунов". Кроме этой работы, по костюму работаю в следующих театрах: "Театр им.Станиславского - "Золотой Петушок", "Севильский цирюльник", "Кармен", в кино: "Поколение победителей", "Цирк" Ленфиль и "Ревизор" /Укр.фильм/ Трам - "Закон Ликурга", театр Сатира - "Меркурий". Еврейский - "Дантист", Театр им.Завадского : "Волки и овцы", студ Хмелева "Не было ни гроша", 2 пьесу - забыла. В Театре Красной Армии: - "Васса Железнова", "Последняя жертва", "Мещане", "Господа офицеры", "Слава", "Волки и овцы", "Банкир".

Таким образом в настоящий момент я имею 54 года производственной и творческой деятельности, 16 лет работы в Театре им. Вахтангова и 35 лет участия в постановках МХАТ СССР им. Горького.

1937 г.

Автограф

Back to Top